«Без названия»
120×140см
текстиль, цианотипия
2025
Наша память устроена интересным образом: мы вспоминаем не сами события, образы, ситуации, а наши последние воспоминания о них. Память каждый раз «перезаписывает файл» заново с учетом последних обновлений. Мы невольно (или наоборот — вполне сознательно) можем изменять наши воспоминания, приукрашивать их, менять местами действующих лиц, даты, локации. В моей жизни есть эпизоды, которые я помню только по рассказам — близких людей или самой себя. Фактически, запоминаем мы на уровне эмоций и ощущений, на уровне тела, остальное наша психика стремится достроить. Таким образом, то, что мы помним, может достаточно сильно отличаться от реального. Моя работа «Без названия» — об устройстве семейной и личной памяти. Образы тускнеют, становятся менее узнаваемыми, мы уже не помним, было ли это на самом деле, детали стираются, от каких-то событий остается только дымка или призрачный след.
В данном случае я использую сборные чужие архивы, фотографии нескольких семей, не связанных между собой. Я как автор не имею отношения к этим фотографиям, но в то же время это могли бы быть карточки из семейного архива любого из нас. Конструируя собственную версию мифологии вымышленной семьи, я рассуждаю о том, как в целом работает наша память. В данном случае я использую именно цианотипию, потому что готовые изображения в этой технике зависят от большого количества факторов, и на каждом этапе может произойти какой-то сбой, который повлияет на итоговую картинку — так же, как наши воспоминания, вспоминание как процесс вносят свои коррективы с каждой новой итерацией.
Работу рекомендуется подсвечивать фонариком при просмотре, чтобы проявить образы.
Фотографии с выставки «Библиотека памяти»



