Мамина принцесса
Смешанная техника, приблизительный размер 50×50×30 см
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Игра в широком смысле — способ познания мира ребенком, то действие, которое приносит ему удовольствие и направлено на его развитие, воссоздание и усвоение общественного опыта.
Игрушка — условный объект (может изначально не иметь игровой функции), с помощью которого ребенок познает мир, отыгрывает социальные ситуации, в раннем возрасте это наиболее доступный объект для познания реальности. В более старшем возрасте это объект для возможных проекций воображаемого, способ выхода фантазии в реальный мир. Во взрослом возрасте игра и игрушка могут быть способом относительно безопасно (с точки зрения играющего субъекта) прожить и проработать какие-то ситуации.
В то же время ребенком игра и игрушка могут восприниматься как достоверная часть реальности, особенно в раннем возрасте и в тех ситуациях, когда для ребенка игра является самым безопасным способом коммуникации с миром.
То, как ребенок взаимодействует с игрушкой, отражает его способы коммуникации и выводы об окружающем его мире. То, какие игрушки окружают ребенка — формирует его картину мира с раннего детства.
Игрушка как важный элемент игры формирует картину мира ребенка, наряду с отношением значимых взрослых игрушка задает сценарии поведения, показывает, как устроен мир, насколько он безопасен. То, с чем ребенок сталкивается в раннем детстве, закладывает основу понятия нормы в его психике. Родительское поло-ролевое поведение, те объекты, с которыми ребенок взаимодействует (и то, как его учат «играть», как показывают «правильное поведение»). Девочки играют с куклами, посудой, мягкими игрушками, кукольными домиками. Мальчикам покупают машинки, игрушечное оружие, конструкторы и железную дорогу. В процессе игры ребенок обучается взаимодействовать конкретным образом с конкретным объектом — в том числе в этот момент закладываются основы гендерной социализации.
В своем проекте «игрушки для девочек» я рассматриваю понятие игрушки как условного объекта, который сопровождает ребенка с начала его развития и непосредственно формирует его картину мира, а также в процессе взросления ребенка трансформируется и в более взрослом возрасте уже не является причиной, но скорее результатом ранее сформированной реальности. Игрушка как поле для проекций мира взрослых на мир ребенка и как субъективно веселая и безопасная для актора игры (но не всегда являющаяся таковой для других) квинтэссенция его представлений о мире.
В такой интерпретации игрушка — это любой значимый для ребенка объект, который доступен ребенку и взаимодействие с которым может принести положительные эмоции.